Инклюзивное образование
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Введение Стандартов предполагает создание в образовательной организации соответствующих материально-технических, организационных, кадровых условий.
Основные функции ФГОС ОВЗ:
-
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
-
дать каждому ребенку возможность на практике реализовать Конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения в развитии и типа учреждения, где он получает образование;
-
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
-
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.
ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).
Разработаны четыре варианта ФГОС начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В них отражены:
-
Системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования;
-
Структуре образовательных программ;
-
Условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
1 вариант. ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.
2 вариант. ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
3 вариант. ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
4 вариант. ФГОС ОВЗ. Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка. При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Условия реализации ФГОС ОВЗ в школе
-
Статус «ОВЗ» ребенку устанавливает ТПМПК (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия: МБУ «Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла» , 302020, г. Орел, ул. Плещеевская, 18, т.41-85-23) Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза)
-
В рекомендациях ТПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ)
-
МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.
С учетом данных заключений (рекомендаций) лицей организует обучение ребенка с нарушениями развития.
Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС ОВЗ)
1.1. для глухих
2.1. для слабослышащих и позднооглохших
3.1. для слепых
4.1. для слабовидящих
5.1. ТНР (тяжелое нарушение речи)
6.1. НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата)
7.1. ЗПР (задержка психического развития)
8.1. РАС (расстройство аутистического спектра)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный уровень
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Региональный уровень
Школьный уровень
Положение о дистанционном обучении
Положение о логопедической помощи
Положение о порядке разработки и реализации индивидуальной образовательной программы
Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья